Виталий Хоценко: «Ставрополье – это в том числе и машиностроительный регион»

24 сентября свой профессиональный праздник отметили более 15 тысяч машиностроителей Ставропольского края – труженики одной из основополагающих отраслей экономики.
О том, чем живёт и как развивается в регионе машиностроение, журналу «StavPress» рассказал министр энергетики, промышленности и связи Виталий Хоценко.
Виталий Хоценко: «Ставрополье – это в том числе и машиностроительный регион»
– Виталий Павлович, какое место машиностроение занимает в промышленном комплексе Ставропольского края?

– Машиностроение для любой экономики – базовая отрасль, поскольку именно здесь создаются в том числе и средства производства. Любое промышленное развитие требует оборудования, техники, то есть продукции машиностроения.

Мы часто называем Ставрополье аграрным краем. Но по вкладу в ВРП промышленность не уступает сельскому хозяйству. Если же разобраться с промышленной составляющей региональной экономики, то мы увидим в ней три ключевых сегмента: химическое, пищевое производство и машиностроение.

Как отметил на праздновании Дня машиностроителя Губернатор края Владимир Владимиров, машиностроение для региона – один из ключевых налогоплательщиков, а высокий потенциал его развития определяется, в первую очередь, наличием опытных профессионалов отрасли.

Поэтому уверенно можно сказать: Ставрополье – в том числе и машиностроительный регион – это один из ключевых драйверов ставропольской экономики, и потенциал роста тут колоссален.

– Какие ниши занимают ставропольские машиностроители?

– Одним из основополагающих направлений машиностроения Ставропольского края можно назвать электротехническое. Краевой «Концерн «Энергомера» – крупнейший в СНГ поставщик электрических счётчиков, выпустивший каждый третий счётчик в России. Ещё одна «звёздочка» региона – «ВЭЛАН», производитель низковольтной аппаратуры во взрывозащищённом исполнении. Осветительные приборы и вычислительную технику ставропольского производства можно использовать на опасных производствах – нефтяных, газовых, угольных, химических.

Другой столп ставропольского машиностроения – сельскохозяйственное машиностроение. Наш регион является российским лидером по выпуску прицепной техники: плугов, культиваторов, борон, сеялок, лущильников и так далее. Плугов в 2016 году наши заводы выпустили 1,5 тысячи – 35% российского рынка. Здесь стоит назвать такие предприятия как «РТП «Петровское», «Светлоградагромаш», «Агропромтехника», «Техсервис» и другие.

Помимо прицепной сельхозтехники Ставрополье поставляет очень востребованные в сельском хозяйстве прицепы-зерновозы. Раньше их производил гигант «Автоприцеп-КАМАЗ», но после вывода его мощностей с Юга России освободившуюся нишу занял новый завод «СтавПрицеп». Он активно осваивает это производство, по итогам 2017 года планирует увеличить объёмы в 2,5 раза до 700 единиц.

– Речь зашла об автоприцепах, а как обстоят дела со строительством автомобильного завода?

– Завод «СтавропольАвто» находится уже на завершающей стадии строительства, сейчас идёт пуско-наладка оборудования. В перспективе он станет одним из ключевых производителей и работодателей на промышленной карте Ставрополья. Параметры завода широко известны: он сможет производить ежегодно 100 тысяч автомобилей и нацелен на контрактную сборку автомобилей зарубежных марок.

Но Ставропольский край уже активно вовлечён в российское автомобильное производство. В городе Изобильном расположены два крупнейших поставщика жгутов автомобильной проводки на АвтоВАЗ и ГАЗ: «Завод «Атлант» и «Завод «Волна». Автомобильные фильтры производит завод «Цитрон», а завод «Радиан» в Александровском районе выпускает электронику для сельскохозяйственной техники: системы контроля высева и датчики для комбайнов.

– Есть ли у Ставропольского края потенциал выпустить собственный автомобиль?

– Учитывая широкий спектр производителей и потенциальных производителей автокомпонентов, мы видим перспективу локализации производства «СтавропольАвто» и формирования вокруг завода автомобильного кластера. Но пока это скорее отдалённая перспектива.

– В ставропольском машиностроении есть отрасли, не связанные с энергетикой, сельским хозяйством и автопромом?

– Важный сегмент машиностроительной отрасли Ставрополья нацелен на обеспечение обороноспособности Российской Федерации. Это заводы «Сигнал», «Электроавтоматика», «Нептун», «Элизар» и ряд других. Они производят зарядные устройства и подвижные базы для обслуживания любых типов аккумуляторных батарей, системы управления техническими средствами судов надводного и подводного флота, низкочастотные электрические соединители, электродвигатели, средства радио-электронной борьбы.

В России взят курс на диверсификацию производств оборонно-промышленного комплекса. Ставропольские заводы уже изучают перспективы переориентации производства на товары народного потребления и общепромышленных нужд. Учитывая высокий уровень как производственной базы, так и инженерных кадров, нет сомнений, что и в этом деле наши предприятия преуспеют.

В сфере гражданского машиностроения в городе Георгиевске продолжается развитие производства трубопроводной арматуры на заводе «ГеАЗ», предприятие планирует выпуск фонтанной арматуры для нефтегазодобывающих компаний. «Пятигорский завод «Импульс» выпускает аппаратуру для измерения уровня ионизирующего излучения. Завод «Станкотерм» производит широкую номенклатуру отопительного оборудования. Сохраняются компетенции в производстве металлорежущего и измерительного инструмента – это соответственно «Новая инструментальная технология» в Георгиевске и «Ставропольский инструментальный завод» в Ставрополе. Можно перечислять ещё много предприятий.

– Какую отрасль вы бы назвали самой развивающейся в машиностроении края?

– Хочется, чтобы самыми развивающимися были все отрасли. Отдельно стоит остановиться на совсем небольшом сегменте пищевого машиностроения. В Ставропольском крае пять относительно небольших производств этого направления – и мы с удивлением обнаружили себя в числе лидеров пищевого машиностроения России.

Минпромторг РФ даёт понять, что пищевая продукция «сделано в России» – это только первый шаг импортозамещения, следующий – «сделано на российском оборудовании». Поэтому пищевому машиностроению будет уделяться самое пристальное государственное внимание.

Нам уже сейчас есть чем похвастаться. В Ставропольском крае расположен завод «Тайфун-инновация» – предприятие производит патентованное оборудование для обжарки сыпучих продуктов. Половина производителей орехов и семечек и 80% обжарщиков кофе в стране используют их оборудование. Завод «Профитекс» выпускает линии для фасовки, упаковки и этикетировки пищевых продуктов, в первую очередь – молочных. Это крупнейшие представители подотрасли.

– Подводя итог, какой вы видите отрасль машиностроения в Ставропольском крае сегодня и какие у неё перспективы?

– Говоря об отрасли, хочется прежде всего сказать о людях, которые в ней работают. В Ставропольском крае трудятся порядка 15 тысяч машиностроителей. С семьями – это за 50 тысяч, население среднего города, например, Будённовска. Это инженерная интеллигенция Ставропольского края, интеллектуальный стержень нашего общества.

Хочется отметить две позитивные тенденции. Во-первых, развитие отечественного производства во всех сферах увеличивает спрос и на продукцию машиностроения, открывая новые ниши для существующих и перспективных заводов. Во-вторых, растёт престиж инженерных профессий, – а значит, растёт и количество предприимчивых молодых инженеров, готовых открывать новые направления работы, создавать эти новые предприятия под потребности экономики. Добавим сюда производственные традиции, сложившиеся в регионе, наличие опытных кадров и широкой возможности для промышленной кооперации – всё это говорит о больших перспективах российского и ставропольского машиностроения.
 
Беседовал Ярослав Распутин.


СПРАВКА:
Министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края. Родился 18 марта 1986 года в городе Днепропетровске.Окончил Московский государственный имени М.В. Ломоносова; Сингапурский институт маркетинга. Работал на различных должностях в Ямало-Ненецком автономном округе, в том числе занимал должности директора департамента по науке и инновациям и помощника первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа. Министром энергетики, промышленности и связи Ставропольского края назначен 16 декабря 2013 года.

 Возврат к списку статей